Загадочный и непонятный, «краудфандинг», если объяснять простыми словами, есть не что иное, как коллективный сбор средств. В широком смысле краудфандинг представляет собой способ финансирования каких-либо идей или проектов (чаще всего через интернет), когда люди добровольно объединяются и вкладывают свои средства (деньги, ресурсы) в осуществление задуманного. Ключевое слово здесь – добровольно. Нравится идея – вкладываешься, не нравится – никто не заставляет.
Краудфандинг – от англ. crowd – толпа, funding – финансирование.
Что такое краудфандинг в терминах
Чтобы разобраться в том, что такое и как работает краудфандинг, сначала нужно определиться с терминами. Так сложилось, что у этого способа финансирования появилась своя собственная терминология.
- Бэкеры (бекеры) – доноры, инвесторы, люди, которые вкладываются в проект (выделяют материальные ресурсы).
- Реципиенты – те, на кого направлено финансирование (люди, организации).
- Фаундер – инициатор сбора пожертвований, представитель реципиента.
- Краудфандинг-площадка – онлайн-ресурс (страница, сайт), где происходит сбор средств.
А сам краудфандинговый проект принято называть стартапом.
Цели краудфандинга
Люди могут объединяться вместе для сбора средств, чтобы реализовывать самые разные концепты. Используя краудфандинг, собирают деньги на такие предприятия и начинания, как:
- поддержка автора подписчиками канала/блога/сообщества;
- безвозмездная помощь нуждающимся – сбор на срочную операцию больному ребенку, помощь детским домам, хосписам, бездомным, людям, пострадавшим от наводнения, землетрясения или другого стихийного бедствия, животным;
- кампания по продвижению политика или политической партии;
- финансирование нового интернет-проекта;
- сбор денег для стартового капитала бизнеса-стартапа;
- создание фонда для финансирования выпуска книги, альбома, проведение выставки, других творческих мероприятий;
- разработка программ/приложений;
- восстановление аварийных объектов;
- реконструкция архитектурных / реставрация памятников;
- строительство зданий, сооружений;
- научные, медицинские исследования;
- совместный инвестиционный проект с последующим получением прибыли;
- реализация экологических или социальных программ (зеленые технологии, чистые источники энергии, решения по утилизации мусора), других инициатив.
Кроме того, по этой схеме на постоянной основе работают некоторые арт-объединения и творческие сообщества.
Финансирование компаний путем долевого участия (продажа малых долей большому числу инвесторов) также можно отнести к краудфандингу.
Цель краудфандинга необязательно должна быть серьезной. Так, в 2014 году на площадке Kickstarter был запущен один из самых успешных в истории шуточных крауд-проектов. Фаундер умудрился собрать почти 55 500 долларов на приготовление салата из картофеля
Модели краудфандинга
Можно выделить 2 модели краудфандинговых сборов:
- дарение на безвозмездной основе;
- краудфандинг, основанный на вознаграждении.
Для первой характерно отсутствие у вкладчиков намерения получить материальную выгоду. Вторая предполагает извлечение вкладчиками прибыли от своих вложений: бонусов, скидок, инвестиционного дохода, доли в бизнесе.
Реализация крауд-проекта
К запуску сбора средств авторам нужно подготовиться заранее. В первую очередь – проверить идею на жизнеспособность, и для этого провести анализ необходимости проекта в конкретной локации. Например, в поселении с 5 000 жителей неудачным будет собирать деньги на сеть автомоек.
Исследование возможности реализации конкретной идеи – это только начало пути. Далее до старта сбора средств следует организовать пиар-кампанию. Нужно начать рассказывать о своих целях в интернете, демонстрируя, что и как хочется сделать, какую пользу принесет проект. Можно воспользоваться местными новостями, чтобы заявить о запуске, а также обратиться к блогерам.
Краудфандинг позволяет финансировать не только стартапы. Если бизнес уже вовсю работает, им интересуются и у него даже имеются свои «поклонники», но не хватает оборудования, места или чего-то еще для развития – также можно обратиться за помощью к бэкерам.
Где проводить сборы
Существуют определенные площадки в интернете для сбора денег. Выбирать их стоит осмысленно, так как многие из них просто не выплатят сумму, если не удалось перейти заданный порог. При выборе платформы обращают внимание на сторонние отзывы о ней, уточняют мнение у тех авторов проектов, кто уже сотрудничал с данным ресурсом.
Как работают краудфандинговые платформы
Алгоритм работы краудфандинга:
- У человека (или команды) есть идея, осуществление которой требует денег. Он составляет бизнес-план, калькулирует все расходы и выбирает краудфандинг-площадку и публично заявляет о желании воплотить задумку в жизнь. Собирать средства можно и на своем веб-ресурсе или в социальных сетях, если аудитории сайта/страницы достаточно большая.
- Следующий этап – организация сбора пожертвований и запуск крауд-кампании. Для этого нужно разместить на выбранной площадке проект, описать суть идеи, указать сумму, которую требуется собрать. Если проект предполагает такую возможность, то еще нужно предложить инвесторам вознаграждение за участие в финансировании. Это может быть бесплатное упоминание/реклама, процент от будущей прибыли, какой-то бонус.
- Затем начинается непосредственно сбор средств – фаундеры переводят деньги на поддержку проекта.
- Когда необходимая сумма будет собрана, автор приступает к реализации идеи, после чего отчитывается перед инвесторами и отдает им обещанное вознаграждение.
Что касается бэкеров (тех, кто жертвует деньги и другие ресурсы), их помощь не всегда безвозмездная – в качестве благодарности они получают обещанные авторами стартапа плюшки. Например, доступ к закрытым материалам или вознаграждение другого рода. А если речь идет об инвестиционных вложениях, то вкладчики заинтересованы в том, чтобы предприятие принесло им прибыль в будущем.
Вкладчики получают разного рода поощрения в благодарность за участие в крауд-проекте, за прямую и непрямую финансовую поддержку.
Возможные способы поощрения вкладчиков в благодарность за вклад деньгами или ресурсами
- Личная благодарность от авторов (устная или письменная).
- Озвучивание ФИО вкладчиков во время трансляции, другие способы публичного упоминания жертвователей.
- Приглашение на личную встречу с организаторами.
- Участие в закрытом клубе.
- Скидки, спецпредложения, бонусы.
- Карты с пожизненной скидкой.
- Льготная подписка.
- Сувениры.
- Бесплатные образцы продукции.
- Бесплатная реклама/PR.
- Экземпляр авторского произведения (диск, книга) с автографом и др.
- Возможность купить новый продукт по сниженной стоимости.
- Финансовая прибыль в перспективе (доля в бизнесе, процент от дохода).
Условия площадок
У разных крауд-платформ имеются свои условия выплат. Это может быть возврат денег всем вкладчикам, когда не удалось дойти до нужной суммы, даже если не хватает пары тысяч рублей, а сбор был на миллион. У кого-то иные правила. Так, есть сайты, которые забирают повышенную комиссию, если удалось собрать всего 50% от заданной суммы. Часто такая комиссия составляет около 15%, а при полном выполнении плана комиссионные могли быть порядка 10%.
Помимо оплаты площадкам, платить придется государству, в котором вы являетесь налоговым агентом. В России физическому лицу необходимо оплатить 13% подоходного налога, а для ИП все зависит от условий, по которым работает конкретный индивидуальный предприниматель.
Крауд-платформы
Вот несколько известных площадок:
- Planeta.ru – одна из первых площадок в России, существующая до сих пор, является самой крупной в стране;
- Kickstarter – хороший вариант, но специализируется для стартапов, рассчитанных на англоязычную аудиторию и выплаты в долларах;
- Boomstarter – популярный российский аналог Kickstarter, подходит под технологические бизнес-модели, творческие и социальные проекты;
- Indiegogo – отличный вариант для творческих программ;
- Patreon – помогает подписчикам поддержать любимых исполнителей, блогеров, подкастеров;
- AngelList – идеален для бизнеса в информационных технологиях;
- Сrowdfunder – работает по системе вознаграждений, подойдет для “недодуманных” до конца идей, творческих и не только.
- Moneyfriends – позиционируется как первая инвестиционная платформа, где действующий бизнес может напрямую взаимодействовать с инвесторами.
- «Город денег» – специализируется на кредитовании P2B (person-to-business), помогает бизнесу привлекать стороннее финансирование.
- «Пененза» – фонд кредитования и поддержки субъектов малого бизнеса. Привлекают как частные (физлица, ИП), так и институциональные инвестиции (банки, микрокредитных организаций, МФК, другие юрлица).
Риски при реализации краудфандинг-проекта
- Наверно просчитана необходимая сумма. Порог задается заранее, поэтому к этому пункту нужно относиться со всей прагматичностью. Если цель – купить печь для пиццерии, важно учитывать такие факторы риска, как рост цен, поэтому не следует выбирать самые дешевые варианты.
- Риск для бэкеров (вкладчиков) – даже если денежная сумма будет собрана полностью, есть опасность, что дело не разовьется, как планировалось, и обратно средства не вернуть.
- Так же есть риск для фаундеров (создатели сбора) – потерять свою долю в бизнесе или возможность его контролировать.
Контроль со стороны государства
За деятельностью инвестиционных платформ следит Банк России. Он ведет реестр операторов площадок, занимающихся привлечением инвестиций, и контролирует соблюдение законодательства.
Как это работает
Сбор необходимой суммы может быть на любые нужды, не противоречащие законам. Главное, что следует учитывать фаундерам, рассчитывающим раскрутить коммерческий проект, – заинтересованность инвесторов. Вкладывать деньги бэкеры на пустом месте не станут. Должен быть деловой интерес. Получение прибыли от вложений в будущем, приобретение каких-либо плюшек от автора или увеличения пакета акций.
Как заработать на краудфандинге
Краудфандинг в чистом виде не предполагает личной прибыли участников, за исключением отдельных разновидностей этой практики, таких как краудинвестинг. Так что серьезно заработать именно на краудфандинге вряд ли получится (благодарственные бонусы и прочие поощрения участников учитывать не будем), а вот проект, на который собирают деньги/ресурсы, в дальнейшем может приносить прибыль.
Варианты краудфандинга
- Безвозмездный краудфандинг – сбор денег без прямой материальной выгоды для тех, кто жертвовал средства.
- Краудсорсинг – своего рода мозговой штурм, когда для решения каких-то задач привлекают «чужие» знания, опыт, творческие таланты. И все это – на добровольной основе, то есть сторонние ресурсы используются безвозмездно, нередко – с использованием IT-технологий. Подобную практику целесообразно использовать при осуществлении сложных проектов, основанных на инновациях.
- Краудтестинг (краудсорсинговое тестирование) – разновидность краудсорсинга, дает возможность привлечь сразу много публичных тестировщиков к тестированию продукта (чаще всего – программного обеспечения) перед релизом для обнаружения багов, совершенствования и доработки ПО. Существуют специальные краудтестинг-платформы, где можно «сидит» сообщество тестировщиков (Utest, Test.io, Digivante и др.)
- Краудинвестинг (акционерный краудфандинг) – «деньги взаймы», инвестиции с возвратом. Привлечение денежных средств путем продажи, например, ценных бумаг. По одним данным, такой способ используют, как правило, крупные компании (преимущественно профессионалы финансового рынка), дополняя им основную деятельность. К инвестированию в этом случае обычно допускается ограниченный круг лиц. По другой информации, краудинвестинг применяется в качестве альтернативного инструмента для финансирования стартапов и малых предприятий путем привлечения капитала от большого количества микроинвесторов.
- Благотворительный магазин, черити-шоп (чарити-шоп) – магазины, которые ведут коммерческую деятельность с целью благотворительности. Такие магазины принимают от населения пожертвования в виде одежды, вещей. Эти вещи затем идут на продажу, полученная от продажи прибыль (за минусом расходов на аренду, зарплату сотрудников, оборудование и т. п., так как магазин, как правило, находится на самообеспечении) жертвуется на социальные нужды. Открывают чарити-шопы благотворительные организации, а также отдельные группы активистов. Решение, куда направить собранные средства, принимают организаторы, которые запустили проект.
- Фандрайзинг – сбор пожертвований, но не «попрошайничество», а привлечение денег на условиях равноправного партнерства, в котором обе стороны (и тот, кто делится ресурсами, и тот, кто их принимает) идут к одной общей цели. Часто используется для поддержки представителей творческих профессий – артистов, художников.
- Складчина – совместный сбор средств для приобретения чего-либо на общих началах. Собирается большая группа людей, каждый из которых вносит небольшой посильный вклад. В итоге набирается нужная сумма и приобретается товар. Пример онлайн-складчины – хорошо известный в Рунете портал, где участники совместно оплачивают обучающие курсы (сейчас заблокирован Роскомнадзором). На самом деле таких сайтов в интернете множество и постоянно появляются новые, несмотря на регулярные блокировки.
Теперь вы имеете представление о том, что такое краудфандинг, и можете использовать эти знания для сбора пожертвований на свои проекты. Запуск новой компании, помощь в оснащении оборудованием, ремонте, обучение – на все это можно собрать деньги, обратившись на краудфандинговый ресурс. Он окажется надежным помощником или строгим учителем жизни, все будет зависеть от самой идеи бизнеса и ее важности для людей.
Если я что-то упустила или вам есть что добавить — пишите в комментариях.